Памяти Рашиды ханум

29 июня 2018 г., пятница

Памяти Рашиды ханум

Рашида Рахматуллина из Шуры только недавно заходила в редакцию справиться о делах. А через несколько дней мы получили весть о ее кончине. Хотя и шел ей 87-й год, стало как-то грустно.

… Время, когда я заведовал отделом писем редакции районной газеты. Однажды в коридоре послышался низкий голос: «Где тут сидит Фаттахов?» «Что же я натворил?» –пронеслось у меня в голове (к нам заходят не только благодарить). Но через некоторое время мы уже как давние знакомые разговаривали с женщиной крупного телосложения, соответствующего ее голосу.

– В газете читаю все, что пишешь. Вот приехала в Арск, заодно решила лично познакомиться с тобой. Ты пишешь на темы, которые беспокоят и меня. Я и сама привезла пару заметок, – сказала она.

После этого мы с Рашидой ханум поддерживали постоянную связь. Она была честным, справедливым, гостеприимным человеком удивительной души. После ее смерти я попросил ее родственников написать воспоминания о ней. Спасибо, они не отказали в моей просьбе. «Она любила рассказывать о своем тяжелом прошлом, – пишет ее внучка Фируза. – Если к ней в гости приходили бабушки-подруги, или другие люди, чтобы справиться о ее самочувствии, она сначала час-два вдоволь разговаривала с ними, только после этого приг- лашала на чай. Я, будучи ребенком, расспрашивала ее о том, что мне интересно. «Бабуля, а ты волка видела? А медведя встречала?» Бабушке этого и надо было, она начинала рассказывать о троих братьях, ушедших на войну, о матери, которая, услышав о гибели двоих сыновей, рыдала, головой ударяясь об изголовье кровати».

Рашида ханум была удивительным человеком. Мало ли людей, которые вырастили пятерых-шестерых детей, а в старости вынуждены коротать дни в одиночестве? Замуж она не вышла. Когда старшая сестра Райса вышла замуж, а трое братьев ушли на войну, она осталась с больной матерью. На руках носила ее в баню, после тяжелого рабочего дня вечерами, сидя рядом с матерью, рассказывала ей все, что делала за день (у мамы были проблемы со слухом).

Рашида ханум воспитала сына своего младшего брата Маннафа, обращалась к нему не иначе, как «Кашаф улым» («сынок Кашаф»). «Я до четырех лет жил в деревне, – говорит Кашаф. – Потом родители переехали в Казахстан. В семилетнем возрасте я сказал, что возвращаюсь к тете, и с одной женщиной уехал в деревню».

Они жили дружно, красиво. И невестка Халида достойна лишь слов благодарности. На старости лет приютили у себя и сестру Райсу. Рашида ханум помогала воспитывать внуков, радовалась их успехам.

Рашида апа была очень смелой. В 60-ые годы прошлого столетия училась на водителя. Была единственной девушкой в группе среди 20 юношей. Не только машину водила, но и на мотоцикле гонялась, на нем же ездила на сенокос. Она и в преддверии своего 80-летия еще брала в руки косу. Не потому, что нуждалась в сене, а потому, что не выдерживало сердце. «Как можно не скашивать такую густую траву, эх, в наше время за пучок сена ездили в такие дали. Теперь в сене никто не нуждается, потому что коров не держат», – расстраивалась она.

Тяжело пережила и распад колхозов. «Разбазаривают богатство, созданное нашими отцами, которое мы, будучи голодными, смогли сохранить в тяжелые военные годы. Вот смотрю в окно, сердце не выдерживает, и звоню тебе. И на себе уносят, и на телеге, и на машине увозят», – терзалась она.

Да, Шура потеряла Рашиду апа. Она была настоящей патриоткой родной деревни, родного края. Очень любила природу, мир животных и птиц. С сыном Кашафом держали пчел, его с малых лет приучила к труду.

– У меня была возможность уехать в город, – говорит Кашаф. – Но как можно было оставить такого человека? Мне дорога память о тете.

Рашида ханум писала не только заметки, но и содержательные стихи.

Ильяс ФАТТАХОВ

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International