Судьбы разные, сердечная рана одна

28 апреля 2017 г., пятница

Судьбы разные, сердечная рана одна

Авария, произошедшая на Чернобыльской атомной электростанции, для многих стала настоящим бедствием, подвергшим родных и близких к болезням, лишившим многих крова и земли. С тех пор прошел 31 год, однако она и сегодня является незаживающей сердечной раной. И в наши дни немало тех, кто страдает от полученной радиации во время Чернобыльской аварии и ликвидации ее последствий. Как же они живут сегодня?

– Раньше были льготы. Теперь ничего не осталось. Даже отменили инвалидность третьей группы. Наше пребывание в Чернобыле считалось за десять лет, поэтому я в 50 лет вышел на пенсию. А болезни всегда дают о себе знать, – сказал проживающий на станции Арск Рафаиль Мухаметзянов. – Спасибо, работники отдела социальной защиты про нас не забывают, ежегодно навещают, вручают подарочные пакеты.

26 апреля – День Чернобыльской трагедии. В связи с этим специалист отделения социальной помощи семье и детям отдела социальной защиты населения Рамзия Хайруллина и в этом году с гостинцами отправилась к чернобыльцам.

В настоящее время в районе проживает 19 человек, имеющих отношение к чернобыльской аварии. Это сами участники ликвидации последствий аварии, их вдовы, а также участники ликвидации последствий произошедшей 29 сентября 1957 года аварии на уральском химзаводе «Маяк», приравненной к Чернобыльской аварии. Они проживают в Арске, на станции Арск, в Васильево-Буже, Сарае-Чекурче, Старом Айване, Больших Верезях, Питомнике, Старом Кишите, Новом Кинере, Верхней Уре, Сюрде.

– Я жил в Туркменистане. Работал на строительстве. В Чернобыль меня отправил военный комиссариат. Находился на самой станции. Убирались в цехах, в вагонетках вывозили отходы. Работали всего пять минут в день. Люди там напоминали течение: одни приезжали, другие уезжали, – вспоминает Рафаиль. – Жили в здании школы, в 16 километрах от станции.

– Мой муж Кави был призван в армию в 1957 году. Он участвовал в ликвидации последствий аварии на «Маяке», – сказала проживающая на станции Арск Танзиля Яруллина. – Он всю жизнь жаловался на слабость. Ежедневно по утрам пил молоко с сырым яйцом. Думаю, это и помогало. Слава Всевышнему, он прожил до 79 лет. Три месяца назад его не стало. Мы с ним в дружбе и согласии прожили 54 года. Работали в одной организации, он водителем, я швеей. Вырастили двух дочерей. Раушания преподает в АСОШ №1, Резида работает бухгалтером на элеваторе. Они не оставляют меня одну, даже на ночь остаются по очереди.

Проживающий на улице Мостовой Арска Анвар Хакимов участвовал в работах по очистке крыши реактора на Чернобыльской станции. Работали лишь по несколько секунд. Получил 10,5 рентгена излучения.

– Ему было 37 лет. Отправили в обязательном порядке. А ведь он не подлежал отправке, так как нашему ребенку было всего пять лет. После возвращения трудился на Нижнекамском химзаводе, – говорит его супруга Светлана ханум. – В 1987 году мы вернулись в Нижние Аты. А чтобы быть ближе к больнице, 4 года назад переехали в Арск.

У каждого своя судьба. Но у всех на сердце одна и та же рана. Они достойны уважения.

Гульсина ЗАКИЕВА

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International