КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
АРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (СВМФК)
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(Утверждено распоряжением Контрольно-счетной палаты
Арского муниципального района Республики Татарстан
от 27 января 2014 года № 3)
АРСК
2014
Содержание
1. Общие положения 3
2. Общая характеристика экспертно-аналитического мероприятия 4
3. Организация экспертно-аналитического мероприятия 4
4. Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия 6
5. Проведение экспертно-аналитического мероприятия и оформление
его результатов 7
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» (далее – Стандарт) предназначен для методологического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты Арского муниципального района Республики Татарстан.
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (СВМФК) Контрольно-счетной палаты Арского муниципального района Республики Татарстан (далее – Контрольно-счетная палата) «Проведение экспертно-аналитического мероприятия» (далее – Стандарт) разработан на основе типового стандарта финансового контроля «Проведение экспертно-аналитического мероприятия», утвержденного решением Президиума Союза муниципальных контрольно-счетных органов от 19.05.2013 г. № 2 (33).
1.2. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения Контрольно-счетной палатой экспертно-аналитических мероприятий.
1.3. Задачами Стандарта являются:
- определение содержания, принципов и процедур проведения экспертно-аналитического мероприятия;
- установление общих требований к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия.
1.4. Положения Стандарта не распространяются на подготовку заключений Контрольно-счетной палаты в рамках предварительного и последующего контроля, осуществление которого регулируется соответствующими стандартами и иными локальными документами Контрольно-счетной палаты.
1.5. Основные термины и понятия:
-мониторинг – наблюдение, оценка, анализ и прогноз состояния отдельных процессов;
-экспертиза – исследование соответствующего круга документов с целью оценки принимаемых решений и определения их экономической эффективности и возможных последствий;
-анализ - метод исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы, который применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности и служит исходной отправной точкой прогнозирования, планирования, управления экономическими объектами и протекающими в них процессами;
-отчет (заключение) о результатах экспертно-аналитического мероприятия – итоговый документ, оформляемый в целом по результатам экспертно-аналитического мероприятия, в котором отражается содержание проведенного исследования, оформленный по установленной форме.
2. Общая характеристика экспертно-аналитического мероприятия
2.1. Экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой одну из организационных форм осуществления экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий Контрольно-счетной палаты в сфере внешнего муниципального финансового контроля.
2.2. Предметом экспертно-аналитического мероприятия являются организация бюджетного процесса в муниципальном образовании, формирование и использование муниципальных средств, в том числе средств бюджета, муниципального имущества, а также деятельность органов местного самоуправления и муниципальных учреждений и предприятий.
2.3. Объектами экспертно-аналитического мероприятия являются органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия муниципального образования, а также иные организации, на которые в рамках предмета экспертно-аналитического мероприятия распространяются контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты, установленные Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан и Арского муниципального района.
2.4. Экспертно-аналитическое мероприятие должно быть:
-объективным - осуществляться с использованием обоснованных фактических документальных данных, полученных в установленном порядке, и обеспечивать полную и достоверную информацию по предмету мероприятия;
-системным - представлять собой комплекс экспертно-аналитических действий, взаимоувязанных по срокам, охвату вопросов, анализируемым показателям, приемам и методам;
-результативным – организация мероприятия должна обеспечивать возможность подготовки выводов, предложений и рекомендаций по предмету мероприятия.
2.5. При проведении экспертно-аналитического мероприятия могут использоваться мониторинг, экспертиза, обследование, анализ и другие формы экспертно-аналитической деятельности.
3. Организация экспертно-аналитического мероприятия
3.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основании плана работы Контрольно-счетной палаты на текущий год.
Сроки проведения экспертно-аналитического мероприятия определяются в соответствии с нормативно-правовыми актами Контрольно-счетной палаты и муниципальными правовыми актами.
3.2. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основе информации и материалов, получаемых по запросам, и (или) при необходимости непосредственно по месту расположения объектов мероприятия в соответствии с программой проведения данного мероприятия.
3.3. Организация экспертно-аналитического мероприятия включает три этапа, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
-подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия;
-проведение экспертно-аналитического мероприятия;
-оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия.
3.4. На этапе подготовки к проведению экспертно-аналитического мероприятия проводится предварительное изучение предмета и объектов мероприятия, определяются цели, вопросы и методы проведения мероприятия. По итогам данного этапа утверждается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия.
3.5. На этапе проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляется сбор и исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с его программой.
3.6. На этапе оформления результатов экспертно-аналитического мероприятия осуществляется подготовка отчета (заключения) о результатах экспертно-аналитического мероприятия, а также при необходимости проектов информационных писем Контрольно-счетной палаты.
Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей предмета экспертно-аналитического мероприятия.
3.7. Общую организацию экспертно-аналитического мероприятия осуществляет должностное лицо Контрольно-счетной палаты, ответственное за его проведение в соответствии с планом работы.
Непосредственное руководство проведением экспертно-аналитического мероприятия и координацию действий осуществляет председатель Контрольно-счетной палаты.
3.8. В экспертно-аналитическом мероприятии не имеют права принимать участие сотрудники Контрольно-счетной палаты, состоящие в родственной связи с руководством объектов экспертно-аналитического мероприятия (они обязаны заявить о наличии таких связей). Запрещается привлекать к участию в экспертно-аналитическом мероприятии сотрудников Контрольно-счетной палаты, которые в исследуемом периоде были штатными сотрудниками одного из объектов экспертно-аналитического мероприятия.
В случае если в ходе подготовки к проведению и проведения экспертно-аналитического мероприятия планируется использование сведений, составляющих государственную тайну, в данном мероприятии должны принимать участие сотрудники Контрольно-счетной палаты, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к таким сведениям.
3.9. К участию в экспертно-аналитическом мероприятии могут привлекаться при необходимости государственные и муниципальные органы, учреждения, организации и их представители, аудиторские и специализированные организации, отдельные специалисты (далее - внешние эксперты) в порядке, установленном Регламентом или иным нормативно-правовым документом Контрольно-счетной палаты.
3.10. В ходе подготовки к проведению и проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется рабочая документация мероприятия, к которой относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от объектов экспертно-аналитического мероприятия, других государственных органов, организаций и учреждений, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т. д.), подготовленные сотрудниками Контрольно-счетной палаты самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
Сформированная рабочая документация включается в дело экспертно-аналитического мероприятия и систематизируется в нем в порядке, отражающем последовательность осуществления процедур подготовки и проведения мероприятия.
4. Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия
4.1. Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия включает осуществление следующих действий:
-предварительное изучение предмета и объектов мероприятия;
-определение цели (целей), вопросов и методов проведения мероприятия;
-разработка и утверждение программы проведения экспертно-аналитического мероприятия.
4.2. Предварительное изучение предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия проводится на основе полученной информации и собранных материалов.
Информация по предмету экспертно-аналитического мероприятия при необходимости может быть получена путем направления в установленном порядке в адрес руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия, других государственных органов, организаций и учреждений запросов Контрольно-счетной палаты о предоставлении информации.
4.3. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия определяются цели и вопросы мероприятия, методы его проведения, а также объем необходимых аналитических процедур.
Формулировки целей должны четко указывать, решению каких исследуемых проблем или их составных частей будет способствовать проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.
По каждой цели экспертно-аналитического мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо изучить и проанализировать в ходе проведения мероприятия. Формулировки и содержание вопросов должны выражать действия, которые необходимо выполнить для достижения целей мероприятия. Вопросы должны быть существенными и важными для достижения целей мероприятия.
4.4. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия разрабатывается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия (Приложение 1), которая должна содержать следующие данные:
-основание для проведения мероприятия;
-предмет мероприятия;
-объект мероприятия;
-цель и вопросы мероприятия;
-исследуемый период;
-сроки проведения мероприятия.
4.5. В процессе проведения экспертно-аналитического мероприятия в его программу могут быть внесены изменения.
4.6. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего выезд (выход) на места расположения объектов мероприятия руководителям объектов мероприятия направляются соответствующие уведомления (Приложение 2) о проведении экспертно-аналитического мероприятия на данных объектах.
В уведомлении указываются наименование мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения мероприятия на объекте, состав группы исполнителей мероприятия и предлагается создать необходимые условия для проведения экспертно-аналитического мероприятия.
К уведомлению могут прилагаться:
-копия программы проведения экспертно-аналитического мероприятия (или выписка из программы);
-перечень документов, которые должностные лица объекта мероприятия должны подготовить для представления лицам, участвующим в проведении мероприятия;
-перечень вопросов, на которые должны ответить должностные лица объекта мероприятия до начала проведения мероприятия на данном объекте;
-специально разработанные для данного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.
5. Проведение экспертно-аналитического мероприятия
и оформление его результатов
5.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основе программы проведения экспертно-аналитического мероприятия.
5.2. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с рабочим планом проведения мероприятия осуществляется исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия, полученных в ходе подготовки и проведения мероприятия и зафиксированных в его рабочей документации.
По результатам сбора и анализа информации и материалов по месту расположения объекта экспертно-аналитического мероприятия подготавливается соответствующая аналитическая справка (записка), которая подписывается сотрудниками Контрольно-счетной палаты, участвующими в данном мероприятии, и включается в состав рабочей документации мероприятия.
5.3. При подготовке выводов и предложений (рекомендаций) по результатам экспертно-аналитического мероприятия могут использоваться результаты работы внешних экспертов, привлеченных к участию в экспертно-аналитическом мероприятии, которые представляются ими в формах, установленных в соответствующем договоре или муниципальном контракте на оказание услуг для муниципальных нужд.
5.4. По результатам экспертно-аналитического мероприятия в целом оформляется отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия (Приложение 3), который должен содержать:
-исходные данные о мероприятии (основание для проведения мероприятия, предмет, цель (цели), объекты мероприятия, исследуемый период, сроки проведения мероприятия);
-информацию о результатах мероприятия, в которой отражаются содержание проведенного исследования в соответствии с предметом мероприятия, даются конкретные ответы по каждой цели мероприятия, указываются выявленные проблемы, причины их существования и последствия;
-выводы, в которых в обобщенной форме отражаются итоговые оценки проблем и вопросов, рассмотренных в соответствии с программой (единой программой) проведения мероприятия;
-предложения и рекомендации, основанные на выводах и направленные на решение исследованных проблем и вопросов.
Кроме того, при необходимости отчет может содержать приложения.
5.5. При подготовке отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия следует руководствоваться следующими требованиями:
-информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия должна излагаться в отчете последовательно в соответствии с целями, поставленными в программе проведения мероприятия, и давать по каждой из них конкретные ответы с выделением наиболее важных проблем и вопросов;
-отчет должен включать только ту информацию, заключения и выводы, которые подтверждаются материалами рабочей документации мероприятия;
-выводы в отчете должны быть аргументированными;
-предложения (рекомендации) в отчете должны логически следовать из выводов, быть конкретными, сжатыми и простыми по форме и по содержанию, ориентированы на принятие конкретных мер по решению выявленных проблем, направлены на устранение причин и последствий недостатков в сфере предмета мероприятия, иметь четкий адресный характер;
-в отчете необходимо избегать ненужных повторений и лишних подробностей, которые отвлекают внимание от наиболее важных его положений;
-текст отчета должен быть написан лаконично, легко читаться и быть понятным, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены.
5.6. Содержание отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия должно соответствовать:
- требованиям Регламента Контрольно-счетной палаты, Стандарта и иных документов Контрольно-счетной палаты;
-исходной постановке задачи, которая сформулирована в наименовании экспертно-аналитического мероприятия в плане работы Контрольно-счетной палаты;
-программе проведения экспертно-аналитического мероприятия.
5.7. Подготовку отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия организует должностное лицо Контрольно-счетной палаты, ответственное за проведение экспертно-аналитического мероприятия.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в установленном порядке вносится на рассмотрение председателя Контрольно-счетной палаты.
5.8. Одновременно с отчетом о результатах экспертно-аналитического мероприятия подготавливаются проекты информационных писем в органы местного самоуправления.
Программа
проведения экспертно-аналитического мероприятия
Основание для проведения мероприятия:
________________________________________________________________________________________________________________________________________
(план работы на......, поручения......., обращения.......)
Предмет мероприятия:
____________________________________________________________________
Объекты мероприятия:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Цели мероприятия __________________________________________________
Вопросы мероприятия:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Исследуемый период___________________________________________________
Сроки проведения мероприятия:
____________________________________________________________________
Председатель
Приложение № 2
|
|
УВЕДОМЛЕНИЕ
о проведении экспертно-аналитического мероприятия
Должность руководителя
объекта экспертно-аналитического
мероприятия
ИНИЦИАЛЫ, ФАМИЛИЯ
Уважаемый имя отчество!
(Наименование контрольно-счетного органа) уведомляет Вас, что в соответствии с ________________________________________________________
____________________________________________________________________
( пункт плана работы контрольно-счетного органа, иные основания для проведения мероприятия, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом о контрольно-счетном органе)
в _________________________________________________________________
(наименование объекта экспертно-аналитического мероприятия)
с «___»____________ по «___»__________20___года проводится экспертно-аналитическое мероприятие____________________________________».
(наименование мероприятия)
Для организации работы по проведению проверки в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате Арского муниципального района Республики Татарстан, утвержденным решением Арского районного Совета Республики Татарстан от 28.10.2011 № 82 (ст.15,16), необходимо обеспечить запрашиваемой информацией, документацией, копиями документов и пояснениями компетентных исполнителей, а также обеспечить необходимые условия для работы.
Приложение: |
|
Председатель
Приложение № 3
ОТЧЕТ
о результатах ______________________________________________
(наименование экспертно-аналитического мероприятия)
Основание для проведения мероприятия:______________
____________________________________________________________________
Цель мероприятия:____________________________
____________________________________________________________________
(из программы контрольного мероприятия)
Предмет мероприятия:_______________________________
____________________________________________________________________
(из программы контрольного мероприятия)
Объект мероприятия: ______________________
____________________________________________________________________
(полное наименование объекта (объектов) из программы контрольного мероприятия)
Исследуемый период: ________________________________
Срок проведения мероприятия: с_________ по _________
Общая сумма установленных нарушений по видам (группам)
Результаты мероприятия :
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
Выводы:
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
Предложения:
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
|
|
Приложения:
1._____________________________________________________________
2.______________________________________________________________
Председатель
Последнее обновление: 27 марта 2014 г., 08:29