С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. В 2024 году единая национальная система маркировки должна охватить все отрасли промышленности. Предполагается, что с рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.
Что такое маркировка? Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ) на товаре. Его может создать только единый оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий. Для изделий из драгоценных металлов (с марта 2024) — маркировку будет осуществлять Гознак.
Где находитсямаркировкатовара? На упаковке, ярлыке, этикетке или таре.
Зачем нужна маркировкатовара? С помощью маркировки (КиЗ) можно идентифицировать товар, его подлинность, отследить его путь от производителя до продажи или списания. Маркировка товаров позволяет узнать всю информацию конкретного товара — где он был изготовлен, из каких материалов, его параметры.
Кто может маркировать товар? Маркирует товар только производитель. Если товар импортный, то маркировкой занимаются импортеры. Бизнес обязан передавать данные о товаре единой госсистеме «Честный ЗНАК».
Что такое «Честный знак»? Национальная система маркировки товаров для их отслеживания от производителя (импортёра) до потребителя. Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю — скачать приложение и отсканировать код. Главные задачи системы Честный знак — это борьба с контрафактом и контроль за качеством.
Кто участвует в процессе маркировки? Распределение ролей в рамках процесса следующее:
производители маркируют продукцию и вводят её в оборот;
поставщики и импортёры сверяют КиЗ в документах от производителей и сообщают «Честному ЗНАКу», когда приняли продукцию и когда продали её;
торговые сети, розница сверяет КиЗ в документах от поставщиков, сообщает «Честному ЗНАКу» о принятии товара и выводит продукцию из оборота путём продажи потребителю.
Какие товары должны быть обязательно маркированы?
Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется.
В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:
В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:
· Алкоголь — с 1 января 2016, регистрируется в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) ;
В системе «Честный знак»:
Шубы и изделия из меха — с 12 августа 2016;
Табачные изделия — с 1 июля 2019;
Обувь — с 1 июля 2020 года;
Товары лёгкой промышленности — с 1 января 2021 года;
Духи и туалетная вода — с 1 октября 2020;
Шины и покрышки — с 1 ноября 2020;
Фотоаппараты и лампы-вспышки — с 1 октября 2020;
Упакованная питьевая вода — с 1 декабря 2021;
Молочная продукция— с 1 июня 2021;
Пиво и слабоалкогольные напитки — с 1 октября 2023;
Безалкогольные напитки — с 1 декабря 2023;
БАДы, антисептики — с 1 сентября 2023.
Лекарственные препараты — с 1 июля 2019;
Медицинские изделия — с 1 сентября 2023;
Кресла-коляски — с 1 сентября 2023;
Какие виды маркировок применяются?
Для разных товаров предусмотрены разные способы маркировки. Например, для меховых изделий используются RFID-метки — микрочипы, в которых с помощью радиочастотной идентификации зашифрованы сведения об объекте. Сигареты, обувь, одежду, молочные продукты и другие товары маркируют двухмерными штрихкодами DataMatrix.
Что должна содержать маркировка товара?
Наименование товара
Предназначение
Информацию о производителе
Страну производства
Контактную информацию
Объем
Срок годности
Информацию об особых условиях хранения
Рекомендации по использованию
Меры предосторожности
Данные о партии
Состав.
Какая ответственность за нарушение обязательных требований по маркировке?
За нарушение правил работы с маркировкой предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Штраф для граждан составляет от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, на должностных лиц от 5 до 10 тысяч руб., для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч руб., а так же с конфискация не промаркированной продукции. Уголовная ответственность наступает в случаях, когда стоимость не промаркированной продукции превышает крупный или особо крупный размер.
Благодаря введению обязательной маркировки товара, у потребителя появилась возможность делать правильный и качественный выбор товаров. Приобретение продукции у добросовестных продавцов влечет за собой гарантию защиты его прав.